На фестивале «Голоса истории» актеры из Донецка рассказали вологжанам о войне
Необычный реквизит - полторы тонны речного песка попросил у организаторов международного фестиваля «Голоса истории» для своего спектакля «…И превратились в белых журавлей» Донецкий государственный музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна.
Театр из Донецка - единственный из участников фестиваля в составе которого есть вокалисты, балетная труппа и высокопрофессиональный оркестр. Но в Вологду он привез не масштабное историческое полотно, а камерный спектакль-притчу по пьесе Александра Селина «Светлое будущее». Главный режиссер постановки Василий Маслий признался, что Консисторский дворик Вологодского кремля – не лучшая площадка для показа. Несмотря на холод, актеры остались довольны своей работой, а вологжане провожали артистов со сцены стоя и криками «браво».
Три солдата - русский, башкир и немец погибли в первую минуту боя и в момент последней общей предсмертной вспышки сознания оказались в некоем абстрактном пространстве - «светлом будущем», как герои подумали вначале… Вновь переживая и переоценивая моменты своей короткой жизни, один из героев спектакля приходит к простой мысли: «Я просто знаю, что, если у меня появится шанс пожить еще раз, я буду всю жизнь думать и учиться думать. Самостоятельно думать. И не позволю, чтобы другие за меня думали». Все простые мысли рождаются через собственные страдания.
Для донецкого края, где вот уже четыре года идет война, мысли героев пьесы - молодых актеров Андрея Кочедыкова, Дмитрия Федорова, Александра Рыбчинского и Юлии Шафир - часть собственных переживаний, что отражается и в игре.
«Давайте договоримся в следующей жизни не воевать», - предлагает в конце спектакля башкир Ринат. «Жаль, что в следующей жизни мы можем забыть эти обещания», отвечает русский Алексей. «Очень жаль, если забудем», - вторит ему немец Зигфрид.
Когда «женщина в белом» в финале спектакля разравнивала песок на месте только что закончившихся драматических событий (песчаные формы – одна из режиссерских находок), вспомнились строки из «Старой солдатской песни» Булата Окуджавы: «Новые солдаты будут получать / Вечные казенные квартиры…». Очень жаль, что в реальной жизни ничего не меняется…
На встрече с режиссером Василием Маслием и исполнителем роли Рината – понтийским греком Дмитрием Федоровым вологодские журналисты не могли обойти вопроса о том, как работает театр условиях военной поры.
Гости Вологды рассказали, что в ДНР понимают важность развития театрального искусства. Финансовые условия стали лучше, по сравнению с тем временем, когда театр считался украинским. Правда, в последние годы изменился репертуар. Если раньше 90 процентов спектаклей игрались на украинском языке, то сейчас со сцены звучит только русская речь. Меньше стало драм и трагедий, больше – спектаклей комедийной направленности и музыкальных постановок. Жители города устали от войны. Однако она постоянно напоминает о себе.