«А если он сошёл с ума?». Что делать, если ваш знакомый стал неадекватно себя вести

12.03.2018 15:07
«А если он сошёл с ума?». Что делать, если ваш знакомый стал неадекватно себя вести

«Непонятно, что у него в голове»

В редакцию «Фонаря» пришло письмо от Владимира Рыкова с просьбой «распространить информацию о возможной опасности, подстерегающей на улицах нашего города». Молодой человек поделился опасениями: он и его жена с ребёнком периодически гуляют в парке Победы и встречают там одного человека, который «перемещается по всей территории парка, таскает с собой всевозможный мусор и, что самое странное, пристаёт к прохожим с просьбой его сфотографировать и отправить фото на его страницу во „ВКонтакте“».

Рыков написал, что человек, с которым они неоднократно сталкивались, «имеет потрёпанный внешний вид и странные вещи в руках». Также автор письма изучил страницу этого необычного прохожего во «ВКонтакте». По его словам, «страница просто-таки пестрит очень странной и местами пугающей информацией. Есть даже видеозаписи с его участием, где он не стесняется в выражениях в адрес различных людей, в том числе, содержащими угрозу». Автор письма говорит, что на страницу «ВКонтакте» гуляющего в парке человека подписано около 10 тысяч человек. Обратившийся считает, что белгородец, о котором идёт речь в письме, может представлять опасность для себя и окружающих, поэтому он попросил у редакции совета, как поступить в этой ситуации.

Вскоре после письма Владимира Рыкова в редакцию поступило ещё несколько обращений с просьбой обратить внимание на запись в группе «Чёрный список. Белгород» с просьбой к родителям, чтобы они провели беседы с детьми и рекомендовали им не подходить к человеку, который ходит по центру города.

— Непонятно, что у него в голове. Он побирается, просит деньги (в том числе у детей), ест из мусорок, собирает пакеты с мусором, от него неприятный запах, имеет проблемы с законом. Выложил на странице фото своей квартиры (а ведь кто-то из детей заходил к нему и сделал эти фото). Он угрожающе отзывается о всех жителях Белгорода, призывает к расправам, ненавидит всех, требует чьи-то трупы на площади Белгорода, а ведь у него больше 9 тысяч подписчиков, его читают дети. К сожалению, полиция реагировать не будет, пока он что-нибудь не совершил, — пишет один из белгородцев.

Автор записи спрашивает: «Есть ли вообще какая-то служба, которая занимается такими людьми? Ему требуется медпомощь, и его необходимо оградить от общества, тем более, что его страница забита негативом, матами и призывами „карать всех“».

Эта запись собрала более 500 комментариев. Мнения условно можно разделить на «защищающие», авторы которых говорят о необходимости помогать подобным людям, и «осуждающие» — их авторы указывают на исходящую от героя записи опасность.

После этих обращений мы обратились к экспертам и узнали у них, что делать и к кому обращаться, если кажется, что кто-то из окружающих ведёт себя неадекватно и представляет опасность для других людей.

«Врачам безопаснее не класть больного в стационар»

Психиатр Каролина Маначинская, ссылаясь на федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», объяснила, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении человека или с его согласия.

— Исключение — это те случаи, когда его обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжёлым и может нести непосредственную опасность для человека или окружающих. Также основанием для принудительного помещения в стационар могут быть неспособность человека самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или вероятность того, что при неоказании помощи здоровью человека будет нанесён существенный вред вследствие ухудшения психического состояния без психиатрической помощи, — рассказала специалист.

Каролина Маначинская пояснила, что решение об обоснованности госпитализации принимает комиссия врачей-психиатров психиатрического учреждения. Она должна быть созвана в течение 48 часов после принудительной госпитализации человека.

— Если госпитализация признаётся обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд. Оно обычно рассматривается в течение пяти дней с момента госпитализации, и потом судьёй выносится постановление о необходимости недобровольной госпитализации.

Когда поведение человека может представлять опасность для окружающих, обычно вызывают скорую. Его доставляют в стационар, но без его согласия лечить не начинают, и он просто находится под наблюдением. Через несколько дней приезжает юрист, проверяет, ущемляются ли права человека, а дальше нужно ждать решения суда. Сейчас законы ужесточились, и психиатры несут уголовную ответственность за то, что человек, возможно, госпитализирован не по показаниям. В некотором смысле это может связывать врачам руки. Легче и безопаснее не положить больного в стационар, чем лечить «насильно». Если человек не стоит на учёте, нет никаких оснований помещать его в больницу, даже если его состояние обостряется.

Психиатр говорит, что по действующему законодательству сейчас не предусмотрено никаких профилактических мер по отношению к психически больным.

— Если пациент в присутствии врача-психиатра ведёт себя спокойно, то недобровольная госпитализация ему не грозит. По сути, она возможна лишь в том случае, если человек состоит на диспансерном наблюдении, и его поведение носит явно деструктивный характер.

Каролина рассказала, что, если человеку кажется, что прохожий на улице ведёт себя неадекватно, может быть для него опасен, нужно постараться исключить контакт с ним и не привлекать к себе внимания.

— Если же случилось так, что приходится общаться с этим человеком, нужно вести себя спокойно, говорить ровным голосом, не задавать вопросов. В сети правила безопасности те же: лучше не начинать переписку, не комментировать его записи, не давать своих личных данных, потому что это может привести к тому, что вас начнут вычислять и преследовать, — советует Каролина Маначинская.

Обращайтесь в полицию — сотрудники должны отреагировать

Начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Белгородской области, полковник внутренней службы Алексей Гончарук сказал, что в подобных ситуациях сотрудники полиции также руководствуются законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». На основании этого документа они определяют показания для необходимости врачебного вмешательства.

— В случаях, если у сотрудника полиции имеется подозрение, что человек психически болен, он может вызвать бригаду скорой помощи по месту жительства этого человека или в отдел полиции, если он находится там. В поведении человека в такой ситуации должны прослеживаться действия, несущие угрозу ему или окружающим.

В остальных случаях информация в отношении таких граждан направляется правоохранительными органами на имя главного врача областной клинической психоневрологической больницы.

Также полиция обязана помогать работникам здравоохранения доставлять в специализированные медицинские учреждения тех людей, которых вызывают туда по решению суда, но они не выполняют это решение. При недобровольной госпитализации учитывается степень агрессивности больного. Если у него при себе есть предметы, которыми он может нанести увечья, их изымают.

Начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Белгородской области напомнил, что полицейские вместе с медицинскими работниками должны наблюдать за людьми, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих. Это делается для того, чтобы предупредить возможные преступления и административные правонарушения. Если информацию о человеке предоставили медработники, и он состоит на профилактическом учёте в одном из территориальных отделений полиции, с ним проводят профилактическую работу: полицейские систематически не реже одного раза в квартал приходят к нему домой, чтобы оценить его состояние.

Алексей Гончарук пояснил, что когда в многоквартирном доме один из жильцов захламляет мусором свою квартиру, лестничную площадку, заводит много животных, не соблюдает санитарно-гигиенические нормы, на него тоже распространяется своя законодательная норма.

— Собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Жители имеют право обратиться в полицию по таким фактам для их фиксации и принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

В полиции должны принять и зарегистрировать заявление или сообщение о правонарушении, при необходимости провести проверку, принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Также полиция должна информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и передавать их в другие организации, если решение проблемы находится в их компетенции. Так, например, при несоблюдении санитарно-гигиенических норм по результатам проведения проверки полиция направляет информацию в органы Санэпиднадзора и департамент городского хозяйства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Научиться уважать свободу другого

Священник, психолог Михаил Артёменко рассказал, что если кто-то начал отмечать необычное поведение близкого, он может обратиться в Центр поддержки семьи при храме Петра и Февронии.

— Если люди считают, что их близкому нездоровится, у него поменялось поведение, нужно выяснить, что конкретно им не нравится, чего они опасаются. Обязательно нужно найти возможность поговорить с самим человеком, по поводу которого беспокоятся близкие. Разговор этот должен быт добровольным, надо, чтобы человек сам захотел прийти побеседовать и рассказать о том, что у него происходит. «Невольник — не богомольник» — есть такая фраза. Невольно ничего не сделаешь с человеком, можно лишь призывать его, — пояснил психолог.

Михаил Артёменко говорит, что священник должен понимать, отчего может меняться привычный образ жизни человека.

— При изменении поведения бывает, что мы предполагаем влияние на человека религиозных организаций тоталитарного характера. Нам нужно исключить или подтвердить это. Если подтверждается, то будет два варианта развития событий: если деятельность организации запрещена в нашей стране, мы должны обратиться в правоохранительные органы. Если нет, опять же, мы можем лишь побеседовать. Когда же возникает подозрение на возможное психическое заболевание, мы можем дать родственникам рекомендацию поговорить с человеком о том, чтобы он посетил невролога или психиатра. Далее уже дело родственников, как они смогут уговорить, корректно подвести к этому своего близкого. Вообще убедить кого-то пойти к психиатру достаточно сложно, тут включается гордость: «Как это я болен?».

Если у человека наблюдается буйное поведение, могут быть подключены другие рычаги влияния, например, обращение в скорую помощь. Ещё хочу добавить, что поведение другого, которое может нам не нравиться, — это деликатный вопрос. Просто часто мы хотим, чтобы мысли и чувства другого соответствовали нашим о них представлениям. А важно научиться уважать свободу другого. Может, кому-то нравится выходить ночью на улицу и часами смотреть на звёзды, а мы этого не понимаем. У тех же юродивых всегда было непонятное, необъяснимое для большинства поведение. Ну, а тут есть ещё одна хорошая фраза: «Не суди, да не судим будешь».

С заявлением может обратиться любой «иной гражданин»

Директор правовой компании «Хартия» Александра Береславцева считает, что в подобных ситуациях необходимо соблюдать осторожность.

— Прежде чем говорить о госпитализации, необходимо установить, имеются ли основания прибегать к таким крайним мерам воздействия, как принудительное ограничение свободы человека. Если вам не нравится, что ваш сосед или знакомый ведёт себя «странно», это ещё не значит, что у него есть проблемы с психикой. А даже если и есть, это не значит, что он может быть принудительно госпитализирован, в противном случае подобные меры могут быть использованы в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, достоинству и правам граждан.

В соответствии со статьей четвёртой закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении и при наличии согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Более того, принудительная госпитализация или другое ограничение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза в соответствии с законом — недопустима.

Александра Береславцева объяснила, в каких ситуациях принудительная психиатрическая помощь может быть оказана.

— Если человек представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, не может самостоятельно удовлетворить основные жизненные потребности, его здоровье ухудшается без оказания психиатрической помощи, то на основании статьи 23-й вышеупомянутого закона, психиатрическое освидетельствование этого человека может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя.

Источник