В Москве сгорели копии ферапонтовской живописи Дионисия

16.03.2019 23:45
В Москве сгорели копии ферапонтовской живописи Дионисия

Копии фресок алтарной части Рождества-Богородицкого Ферапонтова монастыря Вологодской области из фонда музея имени Андрея Рублева сгорели во время пожара на складе лакокрасочных изделий в Москве.

Сообщение об этом появилось на федеральных лентах новостей 15 марта, хотя сам пожар складского здания на 1-й Магистральной улице столицы, где располагалось хранилище с печатной продукцией Рублевского музея, загорелось еще в воскресенье, 10 марта. Площадь пожара составила две тысячи квадратных метров.

Сообщается, что вместе с копиями росписей иконописца Дионисия из вологодского монастыря, выполненных в натуральную величину, в огне погибли и 62 копии древних фресок другого живописца Древней Руси - Феофана Грека. «Так как оригиналы утрачены, эти экспонаты часто вывозили на зарубежные выставки и являлись уникальными», пишет «РИА-Новости».

Причины возгорания и уточненный ущерб обнародуют 18 марта. По предварительным данным огонь уничтожил копии фресок из Ферапонтова монастыря. Выполнены они были в конце 1950-х - начале 1980-х годов известным художником-копиистом Николаем Гусевым. Копии не входили в официальный музейный фонд России, чем, кстати, и объясняется столь маленький предварительный ущерб от пожара - два миллиона рублей, но все же представляли определенный исторический и художественный интерес исследователей к живописи.

«Хочу сразу опровергнуть сообщение московских журналистов о том, что в пожаре уничтожены копии живописи оригиналы которой утрачены. Фрески Дионисия сохранились до нашего времени и благодаря реставраторам их может увидеть сегодня любой посетитель музея в Ферапонтово. В Москве сгорели копии фресок, выполненные в натуральную величину на пенопластовой основе художником Гусевым. Николай Владимирович посвятил копированию работ великого Дионисия почти тридцать лет, - сообщила ИА «Вологда Регион» в телефонном разговоре директор Музея Фресок Дионисия Ирина Паршукова. - Очень жаль, что Россия утратила работы, констатировавшие состояние живописи Рождества-Богородицкого собора на момент выполнения копий. Они, безусловно, представляли художественную ценность. К счастью, в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника сохранилось около десяти аналогичных копий, выполненных Николаем Гусевым. Часть из них представлена сегодня в экспозиции. Благодаря им посетители музея могут вблизи рассмотреть особенности рисунка, датируемого 1502 годом, расположенного на большой высоте в алтарной части главного храма монастырского комплекса в Ферапонтово».

По словам музейных сотрудников, работая над копиями, Николай Гусев сделал важное открытие. Пытаясь досконально повторить все этапы создания фресок, наш современник на практике доказал, что Дионисий при наведении красок пользовался привозным природным материалом, а не только тем, что находил на берегу Бородаевского озера, как считалось ранее.

Наша справка

В Москве сгорели копии ферапонтовской живописи Дионисия

Николай Владимирович Гусев (1926 – 1997) в 1950 году окончил Московское областное художественное училище имени 1905 года по специальности театральный художник.

В 1955 году он впервые приехал в Ферапонтово. Позднее, выполненные Гусевым копии фресок Ферапонтова монастыря были приобретены Музеем имени Андрея Рублева. Мастер также писал копии фресок старинных монастырей и храмов для московской Третьяковской галереи и Русского Музея в Ленинграде

Гусев исполнял копии казеиново-масляной темперой, вначале - по загрунтованной бумаге, позже - по пенопласту, с воспроизведением объемных архитектурных форм подлинника. Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения монументальной живописи, Николай Владимирович изложил свой метод в ряде докладов и публикаций не потерявшей своей актуальности и в наши дни.

Источник