Какие изменения ждут с 1 апреля вологжан при сдаче экзамена на водительские права

31.03.2021 22:55

В четверг, 1 апреля, в России в силу вступит новый регламент сдачи экзамена на право управления транспортом. Многое в правилах останется без существенных изменений: например, порядок подачи заявления в экзаменационное подразделение, представляемый пакет документов, порядок допуска к сдаче испытания. Однако есть в регламенте и целый ряд важных нововведений. В чем они заключаются, выяснило ИА «Вологда Регион».

Начнем с того, что все изменения, вступающие в силу с завтрашнего дня, направлены на проверку в реальных условиях дорожного движения тех знаний и умений, которые получили кандидаты в водители во время обучения в автошколах. Кстати, к самим автошколам у сотрудников Госавтоинспекции есть вполне обоснованные претензии. Их суть сводится к тому, что в большинстве этих учебных заведений кандидатов в водители готовят некачественно.

Казалось бы, задача автошкол очевидна и заключается в подготовке профессиональных водителей, которые были бы способны управлять транспортом.

«Вместе с тем коллективы большинства автошкол считают, что для них главное - подготовить кандидатов в водители лишь для сдачи экзаменов в ГИБДД: проехать заученные элементы на площадке и заученный маршрут в городе», - считает начальник отдела надзора областного Управления Госавтоинспекции Юрий Федышин, который провел сегодня, 31 марта, для представителей СМИ брифинг, посвященный новому регламенту.

Подтверждением этому мнению служит сухая статистика: аварийность по вине водителей со стажем управления менее двух лет (их-то и называют молодыми водителями) в Вологодской области постоянно растет. Автоматически увеличивается и количество людей, которые получают в этих ДТП травмы различной степени тяжести.

«Площадку» отменят

Практические экзамены на право управления транспортными средствами категорий «B» (легковые автомобили) и «ВЕ» (легковые авто с прицепом), «C», «С1», «С1Е» (грузовые автомобили и разнообразные грузовики), «D», «DE», «D1» и «D1E» (разные виды автобусов) теперь будут проводиться без «площадки» как отдельного этапа. Навыки будут проверяться в условиях реального дорожного движения (в народе эту часть экзамена называют «вождением по городу» или просто «городом»).

Для категорий «М» (мопеды), «А» (мотоциклы), «А1» (легкие мотоциклы) и «В1» (трициклы) при этом остается общий порядок проведения теоретического экзамена. Практический экзамен для водителей этих категорий проводится на автодроме, автоматизированном автодроме, закрытой площадке, как и было раньше.

Изменение «городской» части

Сама практическая часть экзамена, касающаяся вождения в городе, также подверглась изменениям. Теперь инспектор будет самостоятельно прокладывать маршрут и требовать выполнять определенные маневры по своему усмотрению. Например, заданиями могут стать пересечение железнодорожного переезда, разворот на перекрестке, опережение и обгон.

«То есть при сдаче практической части экзамена появится элемент непредсказуемости, предугадать который будет попросту невозможно», - объяснил Юрий Федышин.

Ранее Госавтоинспекция выбирала определенный список маршрутов, по которым проходила практическая часть задания. Маршруты эти не менялись, и автошколы помогали студентам их четко заучивать: где какая разметка нанесена, где какой дорожный знак установлен и тому подобное. Автошколы натаскивали студентов именно на эти маршруты.

Теперь для каждого кандидата испытание станет индивидуальным. Время сдачи составит не более 20 минут на подготовку к экзамену, не более 30 минут - на экзамен по общему правилу и не более 40 минут в случае сдачи экзамена на авто с прицепом. Для водителей грузовиков и автобусов экзамен будет длиться не более 50 минут. Обязательное условие выполнение кандидатом в водители на маршруте всех маневров. Если по истечении установленного времени имеются непроверенные маневры, экзамен продолжается до полного завершения проверки всех маневров.

«Даже если временной регламент окажется превышен, штрафные баллы начисляться за это не будут», - подчеркнул Юрий Федышин.

Водительские навыки проверят по-новому

Перечень проверяемых у кандидатов навыков вождения с 1 апреля также изменится. В частности, добавится проверка следующих умений: маневрирование в ограниченном пространстве и на различных скоростях, безопасная посадка и высадка пассажиров, парковка задним ходом параллельно тротуару, остановка и начало движения на спуске и подъеме, проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств.

Проверка указанных навыков включена в практический экзамен в условиях дорожного движения.

Начисление штрафных баллов изменится

Балльная система нарушений также претерпела изменения. Экзамен будет считаться проваленным, если получены пять штрафных баллов. Пять баллов сразу можно получить, например, за непристегнутый ремень или использование мобильного телефона за рулем (ранее за это начислялось всего три балла), три балла (если водитель не снизил скорость и не остановился в нужном месте), два балла (если резко затормозил), один балл (если использовал указатель поворота не в нужный момент).

«Новшество здесь заключается в изменении классификации самих ошибок, а не в балльной системе в принципе, - уточнил Юрий Федышин. - Если раньше ошибки разделялись на «грубые», «средние» и «мелкие», за допущение которых начислялись пять, три и один штрафной балл, соответственно, (при лимите в пять баллов), то сейчас появилось разделение на «грубые» ошибки (за них, как и в старой редакции, следует прекращение экзамена и оценка «не сдал») и на иные ошибки - «мелкие», «крайне мелкие» и «средние». Они суммируются и, если сумма достигает пяти баллов, водитель также получает оценку «не сдал».

И запишут, и заснимут

Ради прозрачности экзамен будет проводиться под аудио- и видеозапись. Сотрудник ГИБДД должен будет удостовериться в личности кандидата в водители, назвать его по имени и только затем приступать к началу экзамена. Кроме того, теперь во время сдачи экзамена в машине смогут находиться и другие лица (скажем, сотрудник МВД или представитель общественного совета при Госавтоинспекции), что раньше было недопустимым, так как в машине могли присутствовать только сдающий, экзаменатор и автоинструктор.

«Теперь же за дублирующими педалями будет находиться не мастер производственного обучения, а наш сотрудник - экзаменатор», - сказал Юрий Федышин.

К слову, присутствие дополнительных «наблюдателей» будет допускаться только с согласия самого сдающего экзамен. Если кандидат в водители сочтет, что действия инспектора были неправомерны, из-за чего не удалось сдать экзамен, то результаты можно будет обжаловать на заседании ведомственной комиссии в досудебном порядке.

Для пересдачи предусмотрены новые сроки

Введены новшества и относительно сроков пересдачи в случае, если теоретический либо практический экзамен были не сданы.

Если провалена теория, то ближайшая пересдача будет назначена не ранее семи дней (как и ранее), но не позднее 30 дней (нововведение). Третья попытка проводится в те же сроки относительно второй попытки: не ранее семи, не позднее 30 дней. Четвертая попытка проводится не ранее чем через один, но не позже чем через три месяца, и так со всеми последующими попытками.

Положительная оценка теории сохраняется полгода. Если сдать практику в течение этого срока так и не удалось, результат теории аннулируется, и Правила дорожного движения придется сдавать заново - раньше такая ситуация законодательно не оговаривалась.

Практический же экзамен повторно проводится в срок от семи до 60 дней (раньше - до 30 дней). Третья попытка - в аналогичный срок по отношению ко второй попытке. Четвертая и все последующие попытки - в срок от одного до трех месяцев. В результате сроки пересдачи стали более четкими. Появился предельный срок пересдачи теоретического экзамена. Еще один плюс: теперь в подразделениях ГИБДД не смогут поставить на долгое ожидание пересдачу экзамена.

Плюсы очевидны

Несмотря на то, что реальная сложность экзамена для водителей увеличится, практические знания, полученные в конце обучения, помогут закрепить усвоенный материал и научиться лучше управлять автомобилем.

Автошколы больше не смогут «натаскивать» будущих водителей на один из установленных маршрутов экзамена и отрабатывать одни и те же упражнения. Вместо этого автошколам придется куда лучше разбирать практическую часть экзамена, что должно повысить общее качество вождения.

Модификация балльной системы поможет лучше классифицировать допускаемые на дороге нарушения и четко закрепить разделение между незначительными недочетами, практически не влияющими на безопасность дорожного движения, и действительно опасными ошибками, которые могут повлечь серьезное ДТП с человеческими жертвами.

Источник