Школьный микроскоп: как выбрать?

Школьный микроскоп: как выбрать?

Выбираем школьный микроскоп: основные параметры устройства

Чаще всего мы знакомимся с таким оптическим прибором как микроскоп ещё в школьном возрасте, ведь на уроках биологии и химии в специализированных классах, колледжах и гимназиях, а также в технических учебных заведениях ученикам предлагают изучить мельчайшие материи, ткани, бактерии и вирусы именно посредством данного агрегата. Ребёнок, впервые в школе воспользовавшийся этой техникой, и увидевший чудесный микроскопический мир в виде фото под микроскопом, о котором ранее даже не догадывался, скорее всего, придёт домой переполненный впечатлениями и попросит родителей подарить ему такую же чудо-машину на день рождения, или на Новый год. Любые любящие мамы с папами, которые увидят, что их чадо всерьёз заинтересовалось наукой, обязательно приложат все усилия к тому, чтобы выбрать подходящий аппарат для малыша, позволяющий ему изучать мир спор, грибов, бактерий и тканей, познавая окружающие его знакомые предметы и вещи в новом свете, увеличенными во много раз.

В интернет-магазине, который реализует оптические устройства, вы встретите множество разнообразных версий микроскопов и, если вы не являетесь специалистом по лабораторному анализу, то наверняка будете затрудняться с выбором. Именно для тех, кто хочет разобраться в выборе школьного микроскопа для ребенка, мы написали эту статью. Надеемся, она поможет вам определиться с покупкой техники для юного гения, который заинтересовался биологическими исследованиями.

Итак, как выбрать микроскоп

В наши времена микроскоп уже давно не является дефицитной продукцией, наоборот, этот товар представлен в огромном ассортименте моделей и видов, размеров и форм, с разными функциональными и техническими особенностями. Хороший школьный вариант микроскопа в сети можно заказать по цене от 100$, а эта сумма для жителей Украины не такая уж и маленькая. Поэтому многие вполне резонно начинают интересоваться качеством изделия и его рациональностью.

Для того,чтобы покупка в действительности послужила на благо вашего ребёнка и его образования, способствовала развитию кругозора, нужно подойти к выбору школьного микроскопа максимально внимательно. Подумайте, будет ли ваш малыш постоянно увлекаться рассматриванием препаратов и объектов через окуляр микроскопа, и пригодится ли данное оборудование для того, чтобы быстрее освоить школьный курс биологии? Узнайте, насколько легко пользоваться тем или иным аппаратом. Все эти вопросы, за исключением того, насколько сложно управлять разными агрегатами, мы детально разберем в этой статье, чтобы помочь мамам и папам сделать в магазине верный выбор и потратить деньги с умом.

Использование оптической техники - это тема, о которой можно говорить довольно долго, и мы посвятим ей отдельную публикации в рубрике «Наблюдения в микроскоп». Итак, прежде, чем начать разговор о критериях выбора подходящего школьного оборудования для ребенка, давайте обсудим современную учебную программу в общеобразовательных украинских заведениях. А также темы, для изучения которых будет полезно наблюдение за теми или иными объектами через изделие.

1-4 классы

В начальной школе дети постигают дисциплину под названием «Окружающий мир», или «Природоведение» - в разных школах эта наука называются по-разному. В рамках этого предмета дети могут познакомиться с основами биологии описательного характера, для которой изучение объекта в микроскопе в принципе не нужно, но является весьма полезным и интересным, позволяет ребёнку глубже вникнуть в суть обучающего курса. Рассматривая образцы в окуляр на предметном стекле, увеличенные во множество раз, можно увлечь ребенка данной наукой, научить его проводить простые наблюдения при небольших приближениях объектива, например, рассмотреть под микроскопом насекомых, камешки, песок, грязь с кожуры немытых овощей, различные жидкости и представителей растительного мира.

5 класс

Примерно это время в школах и колледжах начинается образовательный курс, посвящённый бактериям, грибам и растениями. Можно с уверенностью сказать, что это один из самых увлекательных разделов школьной биологии, в котором почти на каждом уроке есть, что рассмотреть при увеличении в микроскопе. В рамках этого курса дети изучают строение клетки, а также ее состав, узнают, как она делится и размножается, а также постигают увлекательный мир царства бактерий, растительности и грибов, размножающихся спорами.

Для того, чтобы глубже вникнуть в суть клеточной биологии, ученику будет очень полезно увидеть клетку, бактерии, мух, растения, водоросли и грибы под микроскопом, рассмотреть их структуру, научиться различать разные классы и виды живых организмов и их мельчайших частиц.

6 класс

На следующий школьный год программа продолжается, а через оптическую систему школьники могут увидеть с большим увеличением структуру растений, посмотреть, как образуются семена, почки, как выглядят корни и плоды кустарников и деревьев, а также проследить за циклом размножения растений, увидеть через увеличительную линзу аппарата пестики и тычинки у цветов, структуру фруктов и овощей. Это позволит учащемуся средней школы дома в спокойной обстановке улучшить свои знания, полученные на уроках в школе.

7 класс

В этом году ученики украинских школ начинают изучать зоологию. Тут обойтись без микроскопа практически невозможно, ведь в рамках курса «Животные» дети начинают знакомиться простейшими и многоклеточными организмами. Данная обучающая программа завершается эволюцией, а также рассказывает о взаимодействии человека и животного мира. Имея дома собственный оптический аппарат, ученик 7 класса может рассмотреть на предметном стекле знаменитую инфузорию-туфельку, амёбу, гидру и другие одноклеточные организмы, а также увидеть представителей многоклеточных - животных, полипов, червей, моллюсков, рыб и членистоногих.

Больше всего восторга интереса у детей, конечно же, вызывают насекомые. Школьник может запросто поймать на улице любого жучка, бабочку или другое насекомое и подробно рассмотреть его строение на предметном столике своего собственного агрегата.

8 класс

Самое интересное, безусловно, начнется в восьмом классе, когда в курсе биологии отечественных школ начинают изучать строение человека. Для того, чтобы вникнуть в суть анатомии, использование оптического устройства будет необходимо буквально на каждом школьном занятии. На стекле микроскопа в 8-м классе могут оказаться кровь и органические ткани, однако, не беспокойтесь - детям не придется заниматься иглоукалыванием для того, чтобы рассмотреть, из чего состоит их организм. В интернет-магазинах продаются готовые наборы микропрепаратов, инструменты для препарирования, а также другие изделия, которые позволяют рассматривать объекты в микроскопическом формате, постигая школьную программу.

Если школьник особо интересуется подобными исследованиями в рамках анатомического курса, то большая вероятность того, что в будущем он выберет профессию доктора и будет помогать людям, лечить болезни или изобретет революционное лекарство.

9 класс

Дальнейший курс биологии не менее интересен для тех, кто предпочитает исследовать микрочастицы под увеличительным стеклом, ведь именно в этом году ученики начинают рассматривать курс экологии и общей биологии. И, хотя оптическое устройство здесь применяется реже, чем в предыдущих классах, тем не менее, агрегат, которым вы успели обзавестись ранее, может пригодиться для изучения селекции животных, растений и микроорганизмов, учения о клетках, онтогенезе, а также в программе, рассказывающей о ДНК, генетике и наследственности.

10-11 классы

Выпускные школьные классы, в которых изучают общую биологию, практически не требуют применения микроскопа, однако, при желании, ученик, интересующийся наблюдением за объектам в увеличенном ракурсе, может проследить селекцию размножения и развития микроорганизмов.

Если школьник в течение многих лет увлекается наблюдениями, фотографирует свои исследования и внимательно относится ко всему увиденному на препаратном стекле, вероятно, в старших классах школы родителям придется снабдить такого юного исследователя настоящим лабораторным агрегатом. Он в свою очередь обязательно пригодится студенту медицинского ВУЗа, который решит связать свою жизнь с такой специальностью и будет продолжать изучать строение микроскопических частиц.

Не сомневайтесь, что приобретение такого устройства оправдает себя и будет рациональным решением, которое окажет воздействие на развитие любого ребёнка!

Выбор микроскопа для школы

Теперь стоит поговорить о главных критериях выборы оптического устройства, на которые стоит обратить внимание родителям школьников.

К важным характеристикам микроскопа относятся:

  • Увеличение образцов на предметном столике. Выбирайте школьный аппарат, уровень приближения в котором находится в пределах 20-400 крат. Этого достаточно;
  • насадка с окуляром для наблюдения за объектом. Рекомендуется приобретать устройство с монокулярной насадкой - в такой микроскоп смотрят одним глазом;
  • освещение. Хороший вид техники, имеющей верхнюю и нижнюю подсветки;
  • фокусировка изображения. Хороший вариант для изучения клеток в школьном возрасте должен иметь грубую (макро) и тонкую (микро) регулировку чёткости изображения, а также столик, оснащенный микрометрическими суппортами;
  • объектив. В школьном микроскопе достаточно простого объектива без дополнительной коррекции, или ахроматический вариант линзы;
  • материал корпуса. Основа прибора должна быть выполнена из металла.

Ниже мы детально рассмотрим характеристики разных систем микроскопа.

Характеристики оптической системы

Большое внимание стоит уделить возможностям увеличения в микроскопе, однако, в школьной модели не стоит гнаться за отменными параметрами, ведь ребенку достаточно будет следить за образцом, который полностью вписывается в поле зрения, поэтому и достаточно приближение от 20 до 400 крат. При дальнейшем желании, такое оборудование можно снабдить сменным окуляром, который позволит ещё больше увеличивать объект наблюдения. Обратите внимание! Огромный ассортимент микроскопов может включать так называемые «обманные» устройства. Эти модели не являют собой настоящие оптические приборы, нередко бывают сделаны из пластмассы, причём, из нее изготавливают не только корпус, но и оптическую систему! Стоят такие модели меньше 50$, а на упаковке их нерадивые производители часто отмечают невероятную кратность увеличения образцов - х900 или х1200 раз! Это нереально, поэтому не дайте себя обмануть. В микроскопе, в котором пластиковые линзы и объектив, даже 100-кратное увеличение будет давать размытую некачественную картинку. Не выбрасывайте деньги на ветер, доверяясь мошенникам.

Особенности конструкции

В основу оптической техники входят металлический корпус, предметное стекло, тубус объективом и окуляром, а также другие элементы. Рассуждая о конструктивных особенностях световых микроскопов, рекомендуем обратить внимание на насадку устройства. Для детей в школьном возрасте лучше всего приобретать монокулярный вариант, в котором наблюдение за образцом происходит благодаря одному глазу. Также существуют микроскопы, в которые смотрят двумя глазами сразу - они называются бинокулярными. Последний вариант стоит дороже, а для ребенка вполне подойдет насадка с одним окуляром. Ведь вы не можете поручиться за то, что малыш увлечется лабораторными исследованиями и посвятит им всю свою жизнь. Так, какой смысл переплачивать? Бинокулярный микроскоп обойдется минимум на 30-50$ дороже, чем микроскоп с монокулярной насадкой. Кроме этого, положительной характеристикой в пользу монокуляра является возможность комфортного пользования устройством. В отличие, от бинокуляра. Ведь в нем далеко не всегда предусмотрена регулировка расстояния между зрачками для маленькой детской головы.

Также мы не рекомендуем родителям выбирать для школьников модели с LCD-дисплеем. В принципе, это отличные устройства, но их конструкция не предназначена для использования в школьном возрасте. Кроме того, качество изображения на дисплее пока ещё не доведено до совершенства, поэтому порой случаются искажения в оттенках. Главным недостатком таких оптических приборов является дрожание картинки на мониторе, которое может произойти даже из-за мельчайшего соприкосновения человека с любой частью исследовательской машины. Из-за этого наблюдать за образцом в такой микроскоп исследователю, особенно ребёнку, крайне некомфортно.

Типы освещения

Лучше всего, чтобы детский микроскоп, который вы выберете для своего школьника, был оборудован двумя вариантами освещения - верхней и нижней подсветкой.

Световой луч, который идет из верхней части микроскопа, позволяет отражать свет от предмета и наблюдать непрозрачные образцы, например, ткани, растения, породы, насекомых и так далее.

Нижний свет в микроскопе подразумевает прохождение через образец и позволяет детально рассматривать в увеличении прозрачные и полупрозрачные объекты, включая жидкости, однако, тут обязательно настройка параметров яркости прибора.

В том случае, если вы приобрели оптическое устройство для школьника, в котором нет верхнего освещения, не расстраивайтесь, и поспешите рассказать юному биологу, что верхний свет вполне может компенсировать классической настольной лампой. При этом, нижняя подсветка - обязательный атрибут любого такого устройства, а работать она может, как от электросети, так и то зеркала (реже). Пользователи убеждены, что последний вариант менее удобен, чем электрический, дескать, веяние прошлого века, хотя это не совсем правда. Если вы понаблюдайте за образцом при помощи зеркальной подсветки, то легко научитесь настраивать его для удобства и управлять им, в дальнейшем изучая предметы и объекты.

Возможности фокусировки

Школьные агрегаты для изучения микроорганизмов, клеток, растительных и животных образцов, тканей, грибов и водорослей предполагают два возможных типа настройки качества изображения. Настройка бывает грубой, макроскопической, и тонкой (микро). Грубый макро-вариант подстройки подходит для первоначальной регулировки изображения образца, а микроскопический - дает возможность произвести подгонку резкости картинки. Если ребёнок пользуется оптическим прибором при увеличении не выше чем 400 крат, вполне хватит и макро-настройки, но если ученик старших классов использует более серьёзный, лабораторный микроскоп, который увеличивает предметы больше чем в 400 раз, тогда нужно будет использовать тонкую фокусировку. Лучше всего отдать предпочтение той модели, в которой конструктивно возможны оба механизма настройки резкости получаемой картинки.

Предметный стол

В принципе, для школьника нет разницы, будет ли этот элемент конструкции микроскопа статичным, или динамичным. Важно то, каким образом он прикреплен к металлическому основанию прибора, и как оборудован. Простейшие установки имеют на предметном столике обычные лапки, позволяющие прижимать образец для исследования. Это не совсем комфортно, ведь микроскопический объект изучения ребенку нужно будет перемещать рукой, что не исключает возможность пореза об острый край предметного стеклышка. Продвинутые аппараты оснащают столиком для образцов со специальными поддержками, благодаря которым предмет изучения может передвигаться без участия пальцев, а лишь при помощи двух специальных ручек. Для ребенка это максимально безопасно, и хорошо для родителей, ведь исследовать увлекательный микромир школьник сможет без надзора взрослых.

Объектив

Именно эта конструкционная деталь любого оптического устройства, как школьного микроскопа, так и универсального лабораторного оптического изделия, является наиболее дорогостоящей и важной в работе. Чем более высокое качество объектива микроскопа, вкупе с качеством окуляра, в который смотрит специалист, занимающийся лабораторными анализами и исследованиями, тем выше будет качество готовой картинки. Поскольку мы стараемся подобрать модель для ученика средней школы, то не будем рассматривать версии микроскопов, в которых происходит увеличение на уровне выше х400, достаточно, как уже было сказано, небольших объемов приближения и объективов без коррекции изображения.

В школьных агрегатах нередко используются объективы лабораторного уровня, ахроматические модели, что позволяет увеличить качество полученного изображения. Такие объективы отличаются усложнённой конструкцией и автоматически корректируют картинку в микроскопе. Ну, а о том, как именно осуществляется такая коррекция, вы можете более детально прочесть в статье «Конструкция микроскопа». Стоит отметить также, что модели с ахроматическими объективами отличаются более высокой стоимостью и даже школьная версия такого прибора стартует по цене от 150$.

Корпус микроскопа

Последний немаловажный момент при выборе оптической машины - это ее каркас, который обязательно должен быть изготовлен из металла. Фокусировка на четкости образца на предметном столе агрегата представляет из себя целый комплекс элементов, которые передвигаются и меняют свое положение непрестанно. Если эти элементы сделаны из пластмассы, то они быстро износится, приведут к холостому ходу или вообще к неисправности всего микроскопа.

На этом мы заканчиваем, ну а, если вам интересно более детально познакомиться с критериями подбора школьных оптических инструментов для ребенка, то мы их описали их в развернутой статье о конструкции устройства, однако, они не так важны для выбора и покупки этого оборудования.

Относитесь внимательно к приобретению оборудования такого типа, и если вам требуется профессиональная консультация специалиста и помощь в выборе агрегата, смело пишите нам на электронную почту и наши авторы помогут разобраться в особенностях различных моделей и выбрать ту, которая в действительности будет отвечать вашим потребностям.