Вологжанин поблагодарил суд за приговор убийце своей дочери и внучки
К пожизненному лишению свободы в исправительной колонии особого режима приговорил сегодня, 19 марта, областной суд 26-летнего жителя Кичменгско-Городецкого района Константина К., который в начале сентября прошлого года расправился в деревне Ушаково со своей беременной женой и ее пятилетней дочкой от первого брака. На оглашение приговора судье Алексею Батову потребовалось два часа. Подробности судебного процесса - в спецрепортаже обозревателя ИА «Вологда Регион».
Михаил Маклаков лишился дочери и внучки.
Ждали внука и не дождались
Чтобы лично выслушать приговор, в областной центр из Кичменгского Городка специально приехал Михаил Маклаков - отец 31-летней Марины и дед пятилетней Николь, убитых зятем через две недели после свадьбы. Журналисту ИА «Вологда Регион» удалось познакомиться с Михаилом Юрьевичем, выразить соболезнования и поговорить с ним еще до начала судебного заседания.
- Что он заслужил, то и должен по закону получить, - сказал сидевший рядом с гособвинителем Михаил Маклаков. - Моя жена, Нина Николаевна, не смогла приехать. Она бы этого не пережила.
Супруги Маклаковы проживают в Кичменгском Городке. Дом в деревне Ушаково, где произошла трагедия, глава семейства строил для дочери собственными руками. Сделал в нем абсолютно все: заходи и живи.
- Дочка Марины от первого брака - Николь ходила в детский садик. Марина была беременна. УЗИ показало, что будет мальчик. Ждали внука. Появиться на свет он был должен в феврале... Хорошо, что у нас с женой есть еще 30-летний сын. Сергей.
В процессе заседания выяснилось, что малышу уже было придумано имя.
Родители зятя до сих пор не извинились
В 10:08 в зал ввели подсудимого и в наручниках поместили его за решетку. История, получившая широкий общественный резонанс, стала обрастать новыми подробностями.
Молодые люди познакомились. Между ними возникла взаимная симпатия. Впрочем, со временем начались и ссоры. Марину не устраивало, что Константин мог устроить себе отдых: куда-то отправиться с друзьями и выпить. В конце марта 2020 года дело дошло до того, что она выставила спутника из дома из вещами. Однако вскоре узнала, что находится в положении, и распавшаяся пара воссоединилась вновь.
Константин работал пожарным, но в свободное время подрабатывал у старшего родного брата Виталия, который владеет лесозаготовительной техникой. 2 сентября он возил на КамАЗе доски. После этого, несмотря на приглашение тещи прийти к ней на день рождения, решил выпить с друзьями пива. Взяли сразу несколько полуторалитровых бутылок, но одним походом в магазин дело все равно не ограничилось. Поход на день рождения оказался под вопросом, а затем и вовсе отменился. Марина осталась крайне недовольна таким поступком мужа и его невниманием к ее матери. Она позвонила своим родителям, объяснила ситуацию и сказала, что разведется.
Кстати, родители молодых, несмотря на свадьбу своих детей, так и не успели породниться.
- Мы до сих пор не получили от этой семьи извинений за происшедшее, несмотря на то, что живем в одном селе, - сказал после заседания журналисту ИА «Вологда Регион» Михаил Маклаков.
Не резал и не убивал, даже рядом не стоял
Изначально Константин признался в преступлении, но затем отказался от своих показаний. Сказал, что никакого конфликта между ним и женой не было, значит, мотив для преступления отсутствовал. Адвоката ему после задержания не предоставили. Соглашался со всем, что ему якобы навязывали полицейские. А из отдела полиции 3 сентября он сбежал потому, что ему стали угрожать пожизненным заключением.
Как уже рассказывало ИА «Вологда Регион», после побега Константина удалось задержать лишь 5 сентября. Он прятался в бане в деревне Березовая Гора, расположенной в 16 километрах от райцентра. Преступника заметили местные жители, которые сообщили в полицию о подозрительном незнакомце. При попытке скрыться в лесу полицейские задержали беглеца, спрятавшегося в дренажной трубе под дорогой.
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Вологодской области
Единственное, что не стал впоследствии отрицать Константин, был поджог дома. Проснувшись и якобы неожиданно обнаружив окровавленные тела жены и ее дочки, он понял, что убийства все равно «повесят» на него, и решил таким образом замести следы.
Но мысль спалить чужое жилье пришла позже. После расправы он спрятал тело супруги в багажнике автомобиля «Нива» (по одной из путанных версий, он обнаружил тело неизвестно кем убитой жены сразу в багажнике машины), принадлежащего его брату.
Затем он перенес труп обратно и уложил на один из диванов. Его коллеги, сотрудники МЧС, насчитали в доме три очага возгорания. Также Константин поджег машину, поскольку в ней тоже имелись следы крови. То есть, всего таких очагов было четыре.
После задержания Константин сказал, что пятилетняя девочка напрыгнула на него, пытаясь защитить мать. Убивать ребенка он не хотел. Просто отмахнулся от нее рукой, в которой, правда, был нож. Если учесть, что дошкольнице были нанесены не менее 18 ножевых ранений, то «отмахиваться» ему пришлось довольно долго. Потом он якобы уложил Николь спать, принес ей горшок и сказал, что с мамой все будет хорошо. Никакой крови он на ребенке не заметил. Но так попросту не бывает, поскольку проникающие удары лезвием кухонного ножа длиной не меньше 11 сантиметров были нанесены в лицо, шею и другие части тела девочки.
Родственники подсудимого Константина.
Перед тем, как поджечь дом, Константин отогнал от него КамАЗ брата. Сделал он это сознательно, чтобы не повредить огнем большегруз. В отличие от «Нивы», крови в нем не было и сжигать его было ни к чему.
Инсценировка провалилась
Когда в дежурную часть поступил сигнал о том, что в деревне Ушаково на улице Соловьева горит частный жилой дом № 58 и по адресу всего через несколько минут прибыли автоцистерны, взволнованный Константин бегал у здания и выкрикивал имя жены. Потом он помог раскатать пожарные рукава и делал вид, что помогает в тушении. Впрочем, нашлись и те очевидцы, которые заметили, что большей частью он замывал следы крови на мостках у дома (когда он нес тело жены к машине и обратно, то несколько раз падал вместе с ним) и смывал кровь с себя.
Подсудимый на месте происшествия в подожженном им доме.
Фото: СУ СКР по Вологодской области
Пожарных и отца убитой супруги он направил по ложному следу, сказав, что Марина вместе с дочкой спит на втором этаже. Тестю, который сразу заподозрил неладное, он даже помог забраться на второй этаж по уже потушенной «Ниве», но сам в дом не полез: сказал, что внутри уже и так много народа. Никаких тел на втором этаже найдено, естественно, не было. Их пожарные обнаружили на первом этаже. Тело молодой женщины сильно обгорело, но даже это не помешало следователям СКР сразу же выдвинуть криминальную версию событий.
Эксперты установили, что на момент возгорания пятилетняя девочка, несмотря на 18 ножевых ранений, была еще жива.
Казнь в рассрочку
Как установил суд, по месту работы пожарным в 29 пожарно-спасательной части по охране Кичменгского Городка и по месту жительства душегуб характеризовался в целом положительно. Ранее он не был судим и штрафовался только за нарушение Правил дорожного движения.
Судья Алексей Батов.
В качестве смягчающего обстоятельства суд учел то, что Константин во время судебного процесса выплатил тестю 100 тысяч рублей в счет компенсации причиненного пожаром материального ущерба. Впрочем, эта сумма не сравнима с общим нанесенным уроном, который превысил миллион рублей. Ремонтно-восстановительные работы были оценены в 917 тысяч рублей. Более 260 тысяч стоило поврежденное и уничтоженное пламенем имущество, бытовая техника, мебель и сантехника: холодильник, газовая плита, микроволновка, кухонный гарнитур, вытяжка, водонагреватель, душевая кабина, унитаз, тумба с раковиной, стиральная машина, люстры, телевизор, диваны-кровати, шкаф для одежды и гарнитур для гостиной, компьютерный стол, кровать, велотренажер, мебель для прихожей, ковры, гардины и то самое свадебное платье, которое было заказано и получено из Нижнего Новгорода. Жених оплатил его из собственного кармана, поэтому просил снизить указанную в иске сумму на стоимость этого наряда, который Марина надела на свадьбу 21 августа.
Убитые горем родственники жертв.
В итоге суд, несмотря на отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающего обстоятельства, по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство малолетнего и беременной женщины, совершенное с особой жестокостью) приговорил оборвавшего человеческие жизни душегуба к пожизненному лишению свободы в исправительной колонии особого режима. По части 2 статьи 167 УК РФ (умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества путем поджога) он получил два года, но этот срок на общий приговор уже не повлиял.
Детей - не вернуть
Отцу и матери убитой им жены бывший зять должен выплатить по одному миллиону рублей каждому в качестве компенсации морального вреда. Еще один миллион 79 тысяч рублей (за вычетом уже выплаченных 100 тысяч) составляет сумма компенсации материального ущерба, причиненного поджогом дома.
Когда приговор был оглашен и судья спросил Константина, понятен ли ему приговор, тот ответил: «Понятен». Ответы на аналогичные вопросы были столько же односложны: «Понятно» и «Все понятно».
Не понятно только, как жить дальше убитым горем родителям.
- Я благодарен, что все по совести и справедливости. Так и должно быть. Спасибо суду, - сказал после заседания Михаил Маклаков. - Только легче от этого не становится. Детей наших, конечно, не вернуть. Чувствуем мы себя с женой плохо. Что касается денег, то такие суммы с него будет трудно взыскать, но меня это не очень беспокоит. Извинений с их стороны я не получил. А если будут обжаловать приговор, то что ж... Это - их право.
Приговор действительно в законную силу пока не вступил и может быть обжалован. Как сказала мать Константина, Татьяна Анатольевна, так они и поступят.
Мать осужденного сказала, что они намерены обжаловать приговор.
«В предыдущий раз на территории Вологодской области к пожизненному лишению свободы 11 мая 2017 года приговаривался Сергей Жарков, убивший в Череповце женщину и ее 11-летнего сына», - рассказала ИА «Вологда Регион» руководитель объединенной пресс-службы судов Вологодской области Анастасия Красотина.