Вологодские педагоги: «Особенных детей не нужно бояться»
«БЕречь РЕбенка – Забота КАждого» – так расшифровали название детского сада № 5 «Березка» родители маленьких сокольчан, посещающих это дошкольное учреждение.
«Березка» - садик большой, там воспитываются 245 сокольских ребятишек. Из 11 групп – пять специализированных: три – логопедические, для детей с нарушением речи, и две – офтальмологические, для детей с нарушением зрения. При этом и обычным, и особенным малышам в детском учреждении комфортно.
«Наши детки растут добрыми, чуткими и отзывчивыми. Малыша с плохим зрением у нас никто не обзовет «очкариком», ребенка с ДЦП – «хромоножкой», а девочку, у которой на руке был всего один палец, сверстники охотно брали за ручку, когда шли гулять или, скажем, на какое-то мероприятие, - делится старший воспитатель детсада № 5 Елена Рубцова. - Более того, малышка с синдромом Дауна научилась у нас улыбаться – одногруппники ее любят, гладят по головушке, а она каждый день берет психолога за руку и говорит: «Надо», намекая на то, что пора заниматься».
К слову, ребенка с синдромом Дауна детский сад «Березка» принял впервые. Мама очень хотела, чтобы ее дочка росла в коллективе, а не дома, в четырех стенах. Правда, кто-то из родителей поначалу это воспринял в штыки. «Пришлось первым делом побеседовать с ними, объяснить, что всем детям это пойдет на пользу: они научатся заботиться о близких, помогать друг другу. Затем мы проработали массу литературы, ну а потом плотно занялись и самой девочкой. В первые дни она сидела одна в уголке, быстро уставала, теряла интерес к окружающим. Зато сейчас малышку не узнать - она играет и общается со сверстниками, занимается танцами в кружке «Веселый каблучок», словом, живет полноценной жизнью», - рассказывает Елена Рубцова.
Раньше на весь Сокол в детском саду хватало единственной группы для слабовидящих детей. Увы, с годами детей с ограниченными возможностями здоровья становится больше. Каких только диагнозов здесь не встречали – ДЦП, эпилепсия, гемофилия, умственная отсталость, был и ребенок-альбинос. Кто-то из этих малышей ходит в садик каждый день, кто-то – по индивидуальному графику, на несколько занятий вместе с мамой.
«Не надо бояться таких детей, надо их просто любить: обнимать, прижимать к себе, хвалить, но в то же время быть требовательным, создавая ребенку ситуацию успеха и ориентируя его на успех, - рассказывает директор детского сада Елена Решетова. – И результат обязательно будет: 95% воспитанников логопедических групп покидают садик с чистой речью, зрение улучшается у 100% наших выпускников. И обязательно все малыши выходят в школу читающими и считающими».
Секрет успеха садика – не только в терпении и опыте педагогов. «Березка» вошла в программу «Доступная среда», и теперь ребятишки с плохим зрением ориентируются в саду по желтым «маячкам» на стенах, а для передвижения «опорников» есть специальные пандусы. Современные моноблоки, полученные по программе, позволяют ребятам побывать в виртуальном лесу, услышать звук ветра и щебет птиц. Столы для рисования песком здесь никогда не пустуют, а интерактивные доски, где малышня смотрит мультики и разгадывает загадки, делают занятия яркими и веселыми. «Я не понимаю, почему мой ребенок радостно идет в детский сад», - как-то сказала воспитателям удивленная мамочка.
«Со всего Сокола в этот детсад поступают самые сложные дети: некоторые вообще не говорят, только издают звуки. Логопед, услышав такое, бывает, хватается за голову, а родители потом плачут, впервые услышав, как их ребенок поет песню на утреннике или читает стихи. Наши педагоги даже шутят: «Если на концерте не было слез, значит, мы где-то недоработали, - добавляет Елена Рубцова. – Нам приятно, что наши ребятки хорошо учатся в школе, многие – попадают на Доску почета. А один наш выпускник сейчас работает в австрийском институте науки и технологии, на кафедре фотоники. И это для нас лучшая награда».