Премьера «Котлована»: зачем вологодскому ТЮЗу понадобились глиняные человечки
Вологодский театр для детей и молодежи представил вологжанам очередную премьеру. Черная комедия «Котлован» создана по одноименной антиутопической повести Андрея Платонова, опубликованной только в годы перестройки.
За постановку взялся артист ТЮЗа Андрей Камендов. Он же выступил в спектакле, буквально нашпигованном символизмом, и в других ипостасях - художник по свету, автор декораций, исполнитель роли Товарища в очках.
Группе строителей дано задание построить «общепролетарский дом» - первый кирпичик в утопическом городе будущего. Однако строительство заканчивается котлованом под фундамент дома. На стройке живет девочка-сирота Настя (ее играет актриса Анна Терентьева). Будущему жильцу ввиду отсутствия мебели подарили два гроба: один - в качестве кровати, второй — в качестве коробки для игрушек. Ребенок умирает, так и не дождавшись появления дома счастья. Путь в светлое будущее приводит в тупик, превращаясь в темное настоящее.
Спектакль построен на противопоставлении светлого и темного. Девочка Настя носит белое платье, остальные герои облачены в мрачные черные костюмы. Широко применяется игра теней. Герой спектакля – Товарищ в пенсне, которого играет Лариса Кочнева, много говорит, порой за нескольких персонажей сразу. Другой - молчун (актер Анатолий Макаровский) не произносит ни слова. Настя играет яркими игрушками, которым противопоставляются глиняные фигурки рабочих, выполненные художником-керамистом Иванов Беляевым.
Как рассказал ИА «Вологда Регион» Иван Беляев, это первый опыт его сотрудничества с театром. Перед тем, как сесть за работу, мастер прочитал произведение Андрея Платонова, бывал на читках в театре. «Работа для меня оказалась несложной. Для фигурок была использована обычная красная глина, традиционная для северных территорий России. После обжига поверхность скульптур состарена методом «молочения», - отметил художник-керамист.
Первоначально в спектакле планировалось задействовать актрису Августу Кленчину. Однако болезнь Заслуженной артистки России, а затем и ее кончина внесли коррективы в планы режиссера. В результате заранее записанный голос Августы Савельевны звучит в постановке из громкоговорителя, рапортующего об успехах очередной …изации 1930-х годов. В постановку помимо текста самой повести также введены отрывки из газетных статей Андрея Платонова. Но в услышанное зрителям совсем не хочется верить.