«Спасибо, что доехали до нас!». Как актёры «Новой сцены-2» показали спектакли ополченцам и жителям Луганска
«Новая сцена-2» решила свозить несколько своих спектаклей в Луганск довольно спонтанно. Молодая зрительница Алина Полякова после того, как побывала на нескольких спектаклях белгородцев, решила снять фильм о «Новой сцене-2», а потом предложила актёрам съездить к ней на родину в Луганск.
— В Луганске я не знаю такого явления, как «независимые театры». Хотелось показать землякам что-то новое. Да и к тому же постановки, которые мы выбрали, очень сильные. Ну и конечно, хотелось показать луганчанам, что они не одни, и о них помнят, отвлечь их от тех событий, которые каждый день дают им о себе знать, — объясняет свой поступок Алина Полякова.
Белгородские актёры до непризнанной Луганской народной республики добрались без проблем. Им понадобились только российские паспорта. На границе они были одни, поэтому прошли её быстро.
Сама Алина Полякова учится на факультете режиссуры в Луганской академии культуры и искусств имени Матусовского. Там «Новая сцена-2» и показывала спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта».
Героиня пьесы — девочка из детдома, которой не хватает любви и заботы. Знакомство с журналистом Валерой переворачивает всю её жизнь. Наташа безнадёжно влюбляется в мужчину и наивно думает, что он также что-то к ней испытывает. Однажды увидев Валеру с другой девушкой, Наташа вместе со своей подругой избивают её, за что впоследствии попадает в колонию.
На протяжении всего спектакля актриса Анастасия Оболенская контактировала со зрителями. Интересно, что роли Валеры, мамы и подруги она распределила между пришедшими зрителями. Весь спектакль — это исповедь героини, которая мечется в замкнутом круге перед людьми, доверяя им свои тайны. Сцена — зал суда, зрители — присяжные, оправдать или нет — выбор остаётся за каждым из них.
— Некоторые моменты были настолько душевные и трогательные — аж до мурашек. Чего стоит эпизод, где девочка вспоминает о маме. Половина зала плакала, я еле сдержался, честно говоря, — признаётся Александр Бармет, один из зрителей.
Татьяна Васильковская тоже после постановки осталась под впечатлением.
— Обычно, если очень понравится спектакль, хочется громко хлопать, кричать «браво». Но после участия (именно «участия», потому что зрители здесь были не совсем зрителями, появляется эффект участия во всём этом действии) в этой постановке хочется помолчать, уйти в себя. Прониклась ещё большим уважением, когда узнала, что театр любительский, и в нём работают непрофессионалы. Ещё раз спасибо и за то, что доехали до нас в Луганск!
После показа спектакля актёры прогулялись по Луганску. Когда они пришли на Театральную площадь, то подумали, что снова оказались в Белгороде, так как она была очень похожа на белгородскую Соборную площадь.
На следующий день «Новая сцена-2» отправилась в военную часть города Алчевск, чтобы показать второй моноспекталь «Я, пулемётчик» по пьесе Юрия Клавдиева.
— Война — это про что дед рассказывал. Война — это то, что никому не нужно. Но в то же время ты дерёшься так, как будто ничего для тебя важнее нет и не было никогда. Война — это непреходящая боль, это когда не можешь больше смотреть на мир, а только озираешься, выискивая место поудобнее, откуда обстрел хороший. Это когда солнцу не рад. Это деревья и земля, которые всегда рядом с тобой, и от которых пахнет жжёным порохом и кровью, — так говорит герой спектакля.
Главную роль — роль гопника, который участвовал в разных потасовках, сыграл Евгений Овчаров.
Женя признался, что до поездки им многие рассказывали, что в Луганске опасно, и боевые действия там могут начаться в любой момент. Но его больше волновал тот факт, что играть нужно было спектакль «Я, пулемётчик», в котором раньше он просто световой пушкой управлял, а ещё больше — что сделать это нужно было перед ополченцами.
— Я не в восторге от своих актёрских данных, времени на подготовку было не очень много, и Наташа Гриценко, игравшая в нём до меня, делала это сильно. В общем, миссия на вид была не то, что невыполнима, а невыполнима в принципе, но мне как-то сильно хотелось сыграть в моноспектакле, где положиться не на кого , поэтому я, можно сказать, напросился, — рассказывает актёр.
По сюжету пьесы дед парня в Великую Отечественную войну был пулемётчиком. Живший по понятием улицы, он приходит к выводу, что все разборки из-за денег, в которых он участвовал, — ничто по сравнению с боями на Моонзунде (в одноимённом романе Валентина Пикуля героическая оборона Моонзундского архипелага стала кульминационным моментом — моряки в 1917 году попытались не допустить прорыв германских кораблей к Петрограду, обороняясь в проливе между эстонским материковым берегом и Моонзундским архипелагом — прим. «Ф».)
Спектакль переносит зрителей в события 2014-2015-х годов, поэтому белгородцы очень хотели показать его ополченцам Луганска.
— Майдановские кураторы, размахивая из-за большой лужи своими кастрюлеголовыми сооображениями о том, что они принесли в наш дом, какую беду, наверное, не рассчитывали на то, что здесь поднимется своё патриотическое движение, — высказывается командир батальона.
Режиссёр белгородского театра Оксана Погребняк поставила этот спектакль в память о своём дедушке-ветеране войны.
— Спектакль мы хотели повезти в Луганск ещё в 2014 году, сразу как поставили его, но тогда не было возможности: банально не было знакомых, которые помогли бы организовать этот выезд. А сейчас, когда она появилась, мы сразу же согласились. А то, что это была военная часть, — это как бы само самой разумеющееся, потому что кто ещё нуждается в поддержке? Конечно, те, кто защищают свою малую родину. Мне кажется, что по-другому никак и не должно было быть. В этом наше маленькое предназначение. Поставить и сыграть спектакль для тех, кто в этом больше всего нуждается. И поэтому впечатления были такие сильные и у нас, и у зрителей, — делится режиссёр Оксана Погребняк.
Замполит, который посмотрел работу белгородцев, признался, что она его тронула.
— Я прошёл ни одну войну, посмотрел этот спектакль, послушал эти песни, и у меня побежали мурашки. Вспомнились тяжёлые военные годы...
Спектакль белгороцы играли в коридоре. Евгению Овчарову пришлось подстраиваться под другую площадку, менять некоторый реквизит.
— Всё происходящее удивляло: место проведения спектакля — подвал казарменного помещения, зрители — матёрые вояки и неопределившиеся новобранцы под 80 человек, часть из которых, со слов тех, кто смотрел в зал (потому как я толком не видел ничего с перепугу), плакали; «контрвыпад» комбата с ответным подарком. В общем, всё удалось. И это какой-то новый виток в развитии нашего театра, — признаётся Евгений Овчаров.
«Давайте сюда нашего героя!» — этими словами комбат пригласил на сцену Овчарова и подарил белгородскому театру флаг Новороссии в знак признательности.
На следующий день белгородские актёры пошли осматривать окрестности Луганска. Там они увидели много политических надписей на заборах заброшенных зданий. Некоторые улицы напомнили изображения на старых советских фотографиях. Людей в городе немного: около 418 тысяч человек. Белгородцы посетили местный краеведческий музей, который порадовал своими контрастами. Там можно найти реконструкцию скелета мамонта, бывшего на Луганщине, диораму шахты каменного угля, собрания сочинений Ленина, журналы с фотографиями Валерия Леонтьева в разделе «Они прославили наш край».
Местные жители рассказали, что минимальная зарплата сейчас у них составляет 4 тысячи рублей. Российские рубли здесь основная валюта в течение последних двух лет. Банковскимик карточками в самопровозглашённой ЛНР мало кто расплачивается, в основном пользуются только наличными. Цены на продукты практически ничем не отличаются от белгородцев. В заведениях общепита всё очень дёшево. Если в Белгороде, например, кофе стоит 100-120 рублей, то там 40.
Положение республики неоднозначное. Как и ДНР, ЛНР — непризнанное государство. Сейчас город находится в военном положении. На улицах патрулирует комендатура. Некоторые части города закрыты и охраняются из- за секретности. Установлен комендантский час: с 23:00 до 6:00 никто не должен появляться на улицах.В ЛНР нарушение такого режима влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 тысяч рублей или обязательные работы до 40 часов. По словам одной встретившейся луганчанки, некоторых провинившихся мужчин отправляют рыть окопы.
Эта поездка, по словам режиссёра театра Оксаны Погребняк, «перевернула всю её жизнь». У других белгородцев она тоже надолго останется в памяти.
— Это была невероятная поездка. Больше всего впечатлили люди, живущие там. Сильные, стойкие, смелые, готовые отстаивать независимость своей республики, и в то же время простые, семейные, добрые и открытые, — говорит Анастасия Оболенская. — Такое чувство, что мы приехали к родственникам в гости. К родственникам, у которых под боком война, и они живут с этим, как с данностью, не сетуя на судьбу. И мы жили. И приедем ещё.
gallery-1156-thumbs
Фото и видео Алины Поляковой